Ацагатский дацан и “Степной кочевник”

Волей случая у нас освободился ещё один день в Бурятии: рейс в Улан-Батор перенесли на полночь, поэтому мы решили отправиться в этно-комплекс “Степной кочевник” и посетить Ацагатский дацан.

Степной кочевник

Поскольку мы поехали в “Степной кочевник” внезапно и без экскурсии, то не надеялись найти там ничего интересного, ведь сезон ещё толком не начался. Но мы ошибались! Несколько сюрпризов мы всё-таки получили.

Добраться “своим ходом” сюда довольно просто: маршрутка, проезжающая станцию “Ацагат” отправляется от автостанции Улан-Удэ примерно каждый час. От станции идти 2км пешком, но нам повезло: именно в тот момент, когда мы вышли из маршрутки и решали, в какую сторону идти, мимо проезжали сотрудники комплекса и подвезли нас!

Комплекс же находился в состоянии “сборки” к туристическому сезону:

Мы прошлись среди домиков и юрт:

Степной кочевник

И если юрты мы действительно до сих пор не видели, то домики такие стоят и в Улан-Удэ:

Общий план части парка:

Полюбовались деревянными лошадками:

Степной кочевник

А потом мы увидели верблюда! Лошадь и верблюда!

Нам даже разрешили его погладить!

Юный корабль пустыни степи:

Степной кочевник

А ещё встречать нас вышел кот:

До чего же ласковое животное!

Ещё немного почесав всех троих (кота, верблюда и лошадку), мы решили идти в Ацагат. Чтобы долго не обходить, пошли напрямую, через небольшие горки. Кот провожал нас долго-долго, вообще отпускать не хотел. Мы уже прилично удалились от комплекса:

Степной кочевник

Виды с горки изумительные. Природа!

Ацагат

Вот и село Ацагат:

Ацагатский дацан

На самом деле, идти по таким горкам было очень сложно: кажется, что постоянно поднимаешься вверх, очень устаёшь, а ветер такой, что чуть не сбивает с ног. Но мы дошли! Ацагатский дацан:

Это восстановленное здание дугана. Оригинальное было построено в 1825 году. В разное время при дацане был и монастырь и типография, в которой издавалось 46 наименований книг на тибетском (!) языке, он был центром тибетской медицины и в 20х годах был построен лазарет, здание медицинской школы. Здания лечебницы были оснащены телефонной связью. В 30х годах строились здания больниц. Но в 36м году коммунисты ликвидировали дацан, устроив в отобранных зданиях трудовую колонию НКВД и приют для беспризорников. В 1992 году дацан был восстановлен.

Рядом ступы:

Ацагатский дацан

Будда:

А это дом-музей Агвана Доржиева:

дом-музей Агвана Доржиева

Агвана Доржиев – бурятский буддийский лама, учёный, дипломат, просветитель, реформатор монгольского вертикального письма, составитель бурятского письма вагиндра, учредитель Петербургского буддийского храма “Дацан Гунзэчойнэй”. Это великий деятель буддизма, и все его заслуги перечислить тут невозможно, у него была очень насыщенная жизнь. В 37м году он был арестован, год спустя умер в тюрьме. Ему посвящена одна из ступ на территории Иволгинского дацана, медаль и ежегодные “Доржиевские чтения”.

К концу осмотра дацана и окрестностей, мы очень устали и замёрзли. Как добираться обратно в Улан-Удэ? У нас вообще не было никаких идей. Но тут тоже случилось небольшое чудо: возле дома-музея нас “подобрал” монах, возможно местный лама (к сожалению, скромность и усталость не позволили нам его расспросить) усадил в машину и под мантры из плеера домчал до ближайшего районного центра, благо ему было по пути! Обалдевшие от такой удачи, поблагодарили и уселись в маршрутку, к остановке которой нас привезли. А через пол часа уже были в отеле. Ночью нас ждёт перелёт в Монголию!