Хамарын-хийд и Гоби

Мы приехали в Сайншанд — город на юге Монголии в пустыне Гоби, чтобы увидеть древний буддистский монастырь Хамарын-хийд и место силы в сердце пустыни…

Хамарын-хийд

Мы добирались из Улан-Батора поездом, и поезд нас приятно порадовал. Купе было больше похоже на СВ: мягкое, мы были вдвоём, без попутчиков. Телевизор, шторки, индивидуальные лампочки. Чистое, в запечатанных пакетах, бельё, одеяла. Проводница носит чай и кипяток для лапши нам принесла:

Сайншанд

Поезд шёл ночь и около 7 утра мы вышли на конечной — в Сайншанде. Именно отсюда отправляются в Хамарын-хийд. Если вы собираетесь а такое путешествие, то насчёт жилья и экскурсий можете не волноваться: всё это можно найти без труда. Да, забронировать жильё заранее скорее всего не получится — местных гостиниц нет на букинге, у них нет сайтов. Но гостиниц в городе полно. К нашему большому удивлению. Мы жили в Crystal House, одни на этаже. По вечерам была горячая вода, был хороший вайфай и «переговорная» с удобнейшими креслами и столом, где нам разрешили находиться в любое время (и мы работали за ноутбуками). Внизу неплохой ресторанчик, где подавали вкуснейшие буузы.

Туристов на перроне поджидают таксисты, которые предлагают и жильё, и экскурсии в Хамарын-хийд и Шамбалу. У них дороговато, можно найти всё это самостоятельно и дешевле. Но если вы впервые в городе, и нет никого, кто вас встретит, это — неплохой вариант. Только настаивайте, чтобы вас отвезли в приличную гостиницу сначала. У нас же она уже была на примете, и от вокзала было всего 300м, так что мы просто прошлись.

Видите динозавра на левой эмблеме? А двух скорпионов на правой?

Сайншанд

Но в самом городе делать совершенно нечего. По-английски тут никто не говорит. В Crystal House был парень, неплохо говорящий по-русски (скорее всего, это результат присутствия в течение долгого времени советских военных частей в городе), который помог нам договориться с водителем. На следующий день утром нас забрали прямо из гостиницы и повезли в пустыню. Я была очень рада, что мы устроили всё именно в этот день, т.к. нет лучшего времени для посещения буддистского храма, чем большой праздник. День Рождения Будды.

Хамарын-хийд, слева — стела в честь Дулдуйтына Данзанравжаа. Это выдающийся деятель не только с точки зрения буддизма, но и для монголов вообще.

Хамарын-хийд

Им было написано великое множество стихов и поэм, основан первый в Монголии театр. Он же основал множество монастырей, в том числе Хамарын-хийд. При нём ламой было организовано подобие начальной общеобразовательной школы для детей, где могли учиться и мальчики и девочки, вне зависимости от их сословия. И это нечто невероятное для дореволюционной Монголии.

Главные ворота:

У Хамарын-хийда, как и у Гандантэгченлина, тоже тяжёлая и сложная судьба. Он был основан в 1820м. В монастыре находилось более 80 храмов и около 5000 монахов. Данзанравжаа выбрал это место для монастыря, так как считал, что окружающее пространство излучало духовную энергию пустыни Гоби. Но в 1937 году весь комплекс был сожжён до основания, и многие ламы были казнены коммунистами.

В 1990м началось восстановление. Вот главный храм:

Ещё одно здание:

Ступа Увгэн:

Ступа Увгэн

Внутри мы увидели интересный обряд с киданием костей, вероятно гадание, выполняемый местным жителем:

Снаружи очень жарко!

Но вернёмся к главному храму!

Хамарын-хийд

Мы знали, что в этот день большой праздник, и рассчитывали краем глаза увидеть хурал (церемонию), но на такой приём не рассчитывали! Нас, переминающихся у двери, приметил седой, слегка сгорбленный старичок. Он спросил: «русски?», затем объяснил, с акцентом, но вполне понятно, что праздник, усадил нас на стулья у стены, а потом принёс, лично, как дорогим гостям, сладкий творог с изюмом и напиток, который он назвал «лучший чай». Это был не чай, а горячий, кисло-сладкий …кажется, жидкий творог. Очень необычно и очень вкусно. Потом мы долго сидели, ели, улыбались, слушали мантры и даже немного попели вместе со всеми «ом-мани-падме-хум». Это было необыкновенно, просто волшебно. Такое не забудется, оставит в памяти самые светлые, самые лучшие воспоминания. Огромное спасибо этим людям за такой необыкновенный опыт. Приехать в пустыню, в буддистский храм, попасть на церемонию, есть, пить, петь, улыбаться — это бесценно!

Спустя какое-то время мы поблагодарили и вышли. Решили ещё немного побродить вокруг монастыря.

Вокруг пустыня-пустыня и бегают козы и ящерицы:

Надо двигаться дальше по маршруту. От монастыря к «Шамбале» ведёт 3х-километровая тропа по пустыне, вдоль которой стоит 126 ступ, но мы были немного не в том состоянии, чтобы идти под палящим солнцем, поэтому сели в машину и поехали. Прощальный взгляд на это чудесное и гостеприимное место:

Хамарын-хийд

Первая остановка — у красивого колокола:

Каменистая пустыня стала красной. Вспоминается максфраевская пустыня Хмиро:

Дальше мы направляемся к пещерам, где монахи медитировали по 108 дней:

Хамарын-хийд

Внутри подношения и свечи.

Тут просто мурашки по коже от того, что люди тут жили по 3,5 месяца. Просто на голых камнях!

Возвращаемся в пустыню:

Хамарын-хийд

Шамбалу искали многие, но никто не нашёл. Описывают всего 3 вероятных места «входа» в эту мистическую страну, центр мира, одно из которых мы сейчас увидим:

Шамбала

Это потрясающее по энергетике место! Небольшая площадка посреди каменистой пустыни, окружённая 108ю ступами:

Глаза Будды смотрят на всех нас — из Абсолюта с великим состраданием — символ, уже встречавшийся нам в Непале:

Обходим круг по часовой стрелке. Это очень сюрреалистично — здания, флажки посреди пустыни, и никого вокруг:

Хамарын-хийд

Мы покидали это место немного другими, но снова очень довольными:

А вот место, похожее на традиционное монгольское обо (груда камней, украшенная лентами). Обычно обо поливают водкой, они ещё до-буддийские, шаманские. Но к этим двум запрещено подходить мужчинам (водитель не вышел и Андрея не выпустил), а политы они, кажется, молоком. По преданию дают женщинам здоровье:

Потом мы поехали смотреть на чудеса пустыни. Остатки динозавра (помните символ динозавра возле надписи Сайншанд? тут нашли множество останков древних ящеров):

Хамарын-хийд

А вот дерево. Окаменевшее!

Возвращаясь в Сайншанд, делаем фото с ещё одним местным символом:

Пустыня плавится от жары. Мимо нас пробегают верблюды.

Это была прекрасная поездка! Спасибо тебе, Монголия! Ты покорила своей дикой красотой и добротой людей, своей невероятной природой и неожиданным комфортом, древними храмами и инопланетными пейзажами! Страна, о которой так мечталось, оказалась лучше, чем ожидалось, и это невероятно.

С теплом на душе, возвращаемся в Питер. Готовые к новым приключениям.